Проблемы фокусировки камер Nikon на открытых диафрагмах

Автор текста и фотографий:  Владимир Подкользин

Долгое время я игнорировал режим Live View (LV) как таковой, считая, что этот режим присущ мыльницам и телефонам, а у меня серьезная камера и мне он ни к чему.

Однако я пару лет тому назад я изменил свое мнение на прямо противоположное: режим LV замечателен, надо только знать, в каких ситуациях он применяется наилучшим образом.

 

В этой статье мы поговорим о точной фокусировке на открытых диафрагмах с учетом ГРИП. Напомню – глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) – это расстояние между самым близким и самым далёким объектом снимаемой сцены, которые воспринимаются на фотографии как резкие. Всё, что лежит ближе или дальше зоны ГРИП оказывается в той или иной степени размытым.

 

Работая портретными объективами, нам хочется открыть диафрагму чуть ли не на максимум, чтоб получить то самое шикарное боке, коим славится приличный портретник. И мы делаем это и, в результате получаем очень часто уход плоскости фокусировки назад, т.е. фокусируемся на глаз, а в резкости ухо. Почему так происходит и как с этим бороться.

 

Все дело в характере ГРИП, на сверх открытых диафрагмах она очень мала. Это обусловлено объективными законами оптики. Давайте проверим:

Для этого воспользуемся мобильным приложением для расчета глубины резкости.

В качестве исходных данных возьмем портретник AF Nikkor 105 1:2 DC. Диафрагму установим на F2  и представим, что мы снимаем портрет с расстояния 3м. Калькулятор нам показывает, что ГРИП = 9,8см.

Это весьма узкая полоска резкости, а учитывая, что границы ГРИП расплывчатые, резкая зона сокращается вдвое – до 5см.

А ведь если посмотреть сверху, то 5см - это как раз расстояние между глазом и ухом.

Но все же, ведь мы фокусируемся на точно глазе, а резким часто получается ухо. Почему? Дело все в школьной геометрии. Наиболее наглядно этот эффект показан на иллюстрации.

Чтобы избежать ухода плоскости фокусировки назад, нужно точно наложить точку фокусировки на положение глаза в пространстве. Это не всегда удается сделать корректно, т.к. перемещение точки фокусировки обусловлено расположением датчиков автофокуса в определенных местах. Вот эти места, наложенные на поле кадра:

К сожалению, положение датчика автофокуса в поле кадра может не совпадать с положение нужной нам точки фокусировки, в связи с чем, приходится двигать камеру с зажатой кнопкой фокусировки.., и получить уход сфокусированной зоны назад!

 

Коллеги, не буду вас далее томить – выход есть, и он заключается в фокусировке в режиме LV.

Дело в том, что в режиме LV фокусировочную точку можно перемещать по всему (!) полю кадра. В любое место кадра! Это связано с том, что в LV режиме фокусировка производится не по датчикам автофокуса, а по вычислению контраста участка изображения, прошедшего через систему: объектив–матрица. Любого участка, на котором лежит красный квадратик фокусировки. Мы с вами, конечно помним, что вычисление контраста это и есть фокусировка. Об этом я подробно говорю на своих занятиях на курсе «Основы фотографии»

При съемке портрета на открытой диафрагме используйте следующий алгоритм действий :

  1. Установите камеру на монопод
  2. Включите режим LV
  3. Скомпонуйте кадр через дисплей
  4. Позиционируйте точку фокусировки точно в нужное место: это может быть ближний к камере глаз модели, если модель находится в пол-оборота к камере
  5. Сфокусируйтесь в нужной точке, нажав кнопку спуска на половину и удерживая ее. Помните: Изображение на экране можно увеличить до 10 раз, что позволяет очень точно контролировать резкость будущего кадра.
  6. Нажмите на кнопку спуска до конца – сделайте снимок

 

Все что нужно, будет резким, а границы ГРИП зависят от силы эффекта боке, управлять которым мы постоянно учимся на занятиях в Академии Фотомастерства.

 

Удачных вам снимков!

© Владимир Подкользин